поиск

Мото-СЛА

Автожир (также: гиролёт; гироплан) — летательный аппарат, сочетающий в себе свойства самолета и вертолета. Он имеет фюзеляж, толкающий или тянущий пропеллер и несущий винт, как у вертолета. Отличие от вертолета заключается в том, что этот несущий винт (также именуемый ротором) не связан с двигателем (не имеет привода от мотора), а вращается за счет действия аэродинамических сил (набегающим потоком воздуха) и выполняет функции крыла, создавая подъемную силу. Это явление известно как авторотация.

В сравнении с самолетом автожир имеет два основных плюса: отсутствие необходимости в длинной взлетно-посадочной полосе и возможность летать с малыми скоростями. Автожиру не нужна длинная ВПП. Уже первые автожиры имели разбег всего 15−20 метров и пробег не более 10 метров, в то время как самолету необходимо минимум 60−70 метров. Последующие модели автожиров требовали для разбега всего 5−6 метров, а некоторые имели возможность прыжкового взлета. Это позволяло им взлетать практически с любой ограниченной площадки.

Микросамолет (сверхлегкий самолет) — моторный сверхлегкий летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом, создающим подъемную силу при движении в атмосфере, аэродинамическим (с помощью рулей) или смешанным управлением. Мировой опыт разработки и эксплуатации микросамолетов свидетельствует о расширении сферы практического применения микросамолетов.

ДЕЛЬТАЛЁТ — моторный сверхлегкий летательный аппарат тяжелее воздуха с балансирным управлением. Дельталёт — наиболее распространенный подкласс моторных СЛА. Возник на базе дельтаплана и мотодельтаплана, унаследовал от своих предшественников многие элементы конструкции и технологии изготовления. Является, наряду с ними, наиболее простым и доступным летательным аппаратом. Конструктивно состоит из двух модулей: пилотажного и функционального. Первый практически представляет собой дельтаплан усиленной конструкции со всеми составляющими его элементами (в разговорной речи именуется «крылом»); второй во многом повторяет фюзеляж микросамолета и включает: силовую раму, шасси, сидение пилотов и т. д. (в разговорной речи — «тележка»), на нем же монтируется силовая установка (двигатель с воздушным винтом, бак для топлива и т. д.). Дельталёт является гибридом дельтаплана и самолета и оптимально сочетает многие их достоинства, например, уступая микросамолету в скорости и точности выдерживания параметров полета, он имеет неоспоримые преимущества по взлетно-посадочным характеристикам, мобильности при транспортировке, неприхотливости в эксплуатации.

Спортивное применение регламентируется аналогично микросамолетам.

Часто, особенно в разговорной речи, дельталеты именуются мотодельтапланами. Исторически именно термин «мотодельтаплан» появился в отношении первых дельталётов. Но по принятой официальной классификации ОФ СЛА России корректным наименованием этого класса СЛА всё же является «дельталет»